Права Злоупотребителя

  13:10   02-02-2007
автор: Андрей Большаков, консультант ARK Business Group
 
Российский закон "О защите прав потребителей" является одним из самых лояльных в мире к потребителю и самым жестким к компаниям, производящим и продающим товары, работы, услуги. Неудивительно, что потребитель чаще всего и выигрывает судебные дела. Этим часто пользуются так называемые профессиональные потребители, терроризирующие продавцов и производителей своими не всегда адекватными требованиями.

Спрятавшийся потребитель, притаившийся ритейлер
       Начнем со статистики. По данным Верховного суда РФ (см. "Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в первом полугодии 2005 года"), дела искового производства о защите прав потребителей составляют 1,5% (31,4 тыс.) от общего количества исковых дел. В первом полугодии 2005 года средняя сумма, присужденная к взысканию по судебным решениям по спорам о защите прав потребителя, составила 147,2 тыс. руб. на удовлетворенный иск по требованиям к финансовым учреждениям; по спорам о защите прав потребителя на рынке товаров, бытовых услуг и т. п.-- 30,9 тыс. руб. Кроме того, следует учесть, что каждый иск потребителя означает убытки ответчика, даже если суд ничего не присудит, ведь ответчику придется оплачивать и судебные издержки, в то время как истец избавлен даже от необходимости оплачивать госпошлину.
       Понятно, что многие продавцы стремятся уйти из-под действия закона "О защите прав потребителя". Например, известный крупный иностранный ритейлер позиционирует себя как сеть магазинов для мелкооптовой торговли, хотя фактически работает с потребителями. Однако формально товары продаются не гражданину, а компаниям, поскольку все покупатели в магазине по документам являются представителями юридических лиц и приобретают товары как бы для своих компаний на основании доверенности и оформленной у ритейлера специальной карты, выдаваемой исключительно на юридическое лицо. То есть формально покупатели товаров не являются потребителями, что позволяет продавцу отказывать в удовлетворении претензий, основанных на законе "О защите прав потребителя".
       Строго говоря, при разрешении таких споров следовало бы руководствоваться принципом превосходства существа над формой. То есть упомянутый ритейлер обязан отвечать перед потребителями, так как фактически основная масса товаров в этих магазинах приобреталась именно для личных, домашних целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако, по мнению Верховного суда, суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений, возникающих в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей юридических лиц. Хотя не исключено, что нижестоящие суды в судебном разбирательстве могу занять иную позицию. Законом предусмотрено, что потребителем является лицо, использующее товары для личных нужд. То есть несмотря на то, что товар приобретен компанией для нужд компании, товар фактически используется лицом в своих личных интересах, следовательно, потребитель имеет право предъявлять претензии продавцу и изготовителю в соответствии с законом. Кроме того, ничто не мешает таким потребителям оформить потребительскую сделку между юридическим лицом, покупавшим товар у упомянутого ритейлера, и фактическим потребителем, а потом предъявить регрессные требования от имени своего юридического лица.
       
Требование об информировании
       Гражданин, физическое лицо, является потребителем даже тогда, когда только намеревается что-то купить. Это, в частности, связано с тем, что закон обязывает изготовителей и продавцов информировать потребителей и предусматривает ответственность за непредоставление информации. Тем самым гражданин априори признается потребителем. В нашей стране этому не придается большого значения. А вот в США, например, за этим следят очень тщательно. Случай с McDonalds, когда компания заплатила крупную сумму по иску женщины из-за того, что та обожглась кипятком в кружке, на которой не было написано "Осторожно, горячо", стал легендой. Как и случай с несчастной кошкой, пострадавшей от рук своей хозяйки, которая решила посушить мокрое животное в микроволновой печи, а потом потребовала от производителя микроволновки несколько миллионов долларов за моральный вред, причиненный ей гибелью бедного животного. Иск она выиграла, потому что производитель не указал в инструкции, что сушить кошек в микроволновой печи нельзя. Эти юридические курьезы научили компании быть более внимательными и ответственными, хотя автор до сих пор не обнаружил в инструкции по применению автоматических стиральных машин указания, что в них нельзя стирать, например, домашних животных и грудных младенцев. Но это особенности практики. В странах континентальной системы права, в частности в России, суды требуют тщательного обоснования размеров ущерба и суммы компенсации морального вреда, тогда как в Соединенных Штатах вопрос о размере компенсаций по такого рода искам является прерогативой присяжных, которые зачастую так же, как и истцы, не знают, что кошек лучше не сушить в СВЧ.
       За непредоставление достоверной и необходимой информации компания и (или) ее руководитель могут быть привлечены, в частности, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях, что может повлечь за собой наложение административного штрафа на должностных лиц -- от 30 до 40 МРОТ (3-4 тыс. руб.), на юридических лиц -- от 300 до 400 МРОТ (30-40 тыс. руб.). Помимо этого в случае непредоставления потребителю информации он может потребовать возместить убытки, причиненные ему непредоставлением такой информации.
       Поэтому в торговом зале магазина нужно обязательно иметь уголок потребителя, где была бы представлена необходимая информация о компании, ее лицензиях, если они необходимы компании для осуществления ее вида деятельности, и иная требуемая законом информация о компании. Информация о товарах, как правило, содержится в прилагающихся к товарам инструкциях и паспортах либо на наклейках на товаре, где мелким шрифтом излагаются необходимые сведения.
       Закон требует предоставлять информацию в доступной и наглядной форме, но при этом не устанавливает требований к шрифтам или способам доведения информации до потребителя, поэтому у компании тут есть некоторый простор. Необходимо также помнить о том, что при возникновении спора с потребителем компании необходимо подтвердить факт передачи информации о товаре. Для этого по возможности необходимо фиксировать актами, накладными передачу документации потребителю (например, телевизор отдан покупателю с руководством по эксплуатации).
       
Рекламации


Идея, может, и не слишком новая, но в такой интерпретации, наверное, еще не звучала.Сам я занимаюсь разборкой машин и в целях расширения бизнеса придумал следующее. Даем объявление в газету о скупке б/у запчастей, у населения по гаражам этого добра хватает. Далее на компьютере делаем базу данных с телефонами, адресами и ассортиментом запчастей. Дальше даем объявление о продаже б/у запчастей, а на самом деле будем продавать только информацию,...

Интимные парички   5:47   28-04-2007
Лондонский цирюльник высшего разряда Рик Стоунелл, салон которого расположен в самом престижном районе Лондона - Сохо, долгое время специализировался на стильных женских прическах. Правда, он и мужчинам внимание уделял. Особенно ему нравилось работать с бородачами и усачами. Его салон, надо признаться, процветал, процветает и наверняка будет процветать в дальнейшем, ибо полеты его фантазии не знают границ.Однажды (видимо, находясь в творческ...

В Китае открылся бар, где клиенты могут сорвать злобу на персонале. Как сообщает издание China Daily, бар Rising Sun Anger Release Bar открылся в столице провинции Цзянсу городе Нанкин. Его клиенты могут напасть на официантов, начать бить посуду или кричать на других клиентов, которых изображают специально нанятые люди.По словам владельца бара, который открылся в апреле, среди его клиентов большинство женщины....