Ненастьев Андрей
17 августа 2006 года.
"Русский стандарт" первым в Череповце стал развивать экспресс-кредитование. Согласно разработанной системе, любой клиент, однажды оформивший кредит в "Русском стандарте", подписывает специальный договор. В нем в частности содержится пункт о том, что банк "в одностороннем порядке" спустя некоторое время пришлет по почте пластиковую карту. С ее помощью можно в дальнейшем быстро снимать деньги в банкоматах системы Master-card.
Для активации карты нужно позвонить на номер в Москве, сообщить пароль (набор цифр или слово), несколько идентификаторов (вроде девичьей фамилии матери, цвета глаз или других стандартных параметров) и номер карты. После этого оператор выдаст пин-код и можно смело приступать к снятию денег.
Череповецкая милиция подозревает, что неизвестные мошенники воспользовались некоторыми брешами в этой цепочке. Согласной одной из версий, злоумышленники, заполучив в руки карточку (это можно сделать элементарно пройдясь по почтовым ящикам нескольких домов), "пробивают" по базе данных серию и номер паспорта получателя, после чего звонят в "Русский стандарт". Как говорят клиенты банка, никаких идентификаторов оператор обычно не спрашивает, а при словах "пароль я, кажется, потерял" спокойно выдает пин-код по паспортным данным и фамилии держателя карты.
Банк "Русский стандарт" в свою очередь утверждает, что среди "пострадавших" наверняка есть мошенники, которые элементарно надувают банк: свои собственные долги они пытаются приписать третьим лицам. Неофициальная информация гласит, что в самом банке не все хорошо, и речь может идти об инсайдерах, которые сбывают данные клиентов "налево". Оперативники и вовсе говорят, что в Череповце, вероятно, действует организованная преступная группа, которая начала специализироваться на "пластиковом" мошенничестве. Впрочем, среди сотен материалов наверняка есть и относящиеся к неблагонадежным владельцам карт, и связанные с другими тонкостями: немало заявлений, например, поступило в связи с утерей карты и последующей пропажей денег.
Квалифицированные юристы советуют на уловки банка не поддаваться и напоминают, что, выражаясь юридическим языком, акцепт оферты (согласие на предложение) возможен только в письменном виде. Проще говоря, в суде банк должен доказать, что карточка получена именно тем человеком, которому ее отправили, и что именно этот человек ее активировал. Так как карты рассылаются "в одностороннем порядке", шансов на судебное взыскание долга у "Русского стандарта" нет.
Впрочем, по словам пострадавших, банк и без всяких судов активно давит на клиентов через "своих людей", которые действуют путем элементарного запугивания. Это не удивительно: процент невыплат по "пластиковым" кредитам увеличивается с каждым годом, а доверие к экспресс-кредитованию, похоже, становится очень шатким. В этом смысле чересчур агрессивная политика "Русского стандарта" по развитию этого вида кредитования может сыграть с ним злую шутку.